Рубрики
Тернистый путь на биржу:
Как частные компании становятся публичными
О том, что акция — это ценная бумага, которую можно купить и продать на бирже, сегодня знает каждый. Акции меняют свою стоимость: их можно купить дешевле и продать дороже, заработав на разнице. А сколько стоила самая первая акция той или иной компании? Как это общество стало акционерным и оказалось на бирже? Поговорим о том, как устроен процесс IPO, Initial Public Offering, или первое размещение акций на бирже.
Главные правила акционерных обществ
Акционерные общества подчиняются примерно одним и тем же законам во всем мире: у АО почти никогда нет одного владельца, его хозяином является каждый держатель хотя бы одной акции или даже её части. Соответственно, единолично владеть компанией может только держатель стопроцентного пакета акций, что встречается крайне редко. Как правило, акционерным обществом управляет огромное количество его собственников, которых может быть как несколько, так и тысячи.

Акционеры бывают мажоритарными и миноритарными. Первые обладают большими пакетами акций, например, контрольным (50%+1 акция) или блокирующим (25%+1 акция). Контрольный пакет позволяет почти единолично управлять работой компании: все остальные не смогут проголосовать за решение, отличное от хозяина большей части компании. Однако блокпакет позволяет наложить вето на решение совета директоров и заставить его пересмотреть. Остальные акционеры — миноритарии: те, у кого пакеты акций незначительны и не позволяют управлять компанией. Как правило, это либо инвесторы, которые держат акции ради дивидендов, либо спекулянты, которые стремятся заработать на разнице цен.
Зачем компаниям IPO
Зачем компании выпускают акции и дают зарабатывать посторонним людям? Ответ на поверхности — для развития бизнеса. Эмиссия бумаг, то есть их выпуск, является самым эффективным способом привлечь большие суммы в капитал. Важно понимать: не заработать, а именно привлечь инвестиции с помощью продажи бумаг на бирже.

Кроме того, на IPO регулярно выходят технологические стартапы. Это команда, которая, разработала ноу-хау, например, инновационную нейросеть. Если она сможет быстро получить крупные инвестиции, идея может принести грандиозную прибыль, а компания стать новым Goggle или Apple. Если не успеет, идею уведут конкуренты.
Как проходит IPO
Шаг первый: инициация
Чтобы ценные бумаги попали на финансовый рынок, компания должна запустить IPO — первичное предложение акций. Процесс довольно сложный и длительный.

Законодательство (закон N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») в сфере ценных бумаг, банкинга и еще нескольких крупных сфер влияет на акционерные общества. Поэтому в первую очередь для организации IPO требуется штат юристов, которые помогут провести процесс гладко.

Далее компании нужно решить, сколько будут стоить ее акции на первом этапе. Для этого капитал предприятия оценивают эксперты, а владельцы устанавливают количество бумаг, которые предприятие планирует выпустить. Исходя из количества акций и стоимости активов и формируется их номинальная стоимость, ведь акции — это именно доли компании.

Например, при выпуске 1000 акций компания стоимостью в 1 000 000 рублей установит номинал бумаги в 1000 рублей. За эту сумму будут проданы первые акции. В дальнейшем номинальная стоимость теряет всякий экономический смысл, поскольку рынок сформирует свою цену для бумаг.

К примеру, номинальная стоимость акции Газпрома равна 5 рублям. Их рыночная стоимость выше в 47 раз — 237 рублей за акцию*. Если компания объявит дополнительный выпуск ценных бумаг, они не будут продаваться по 5 рублей даже при размещении, а только по рыночной стоимости.
*стоимость указана на 29.07.2019.
Шаг второй: размещение на витрине
Далее компания выбирает андеррайтера. Это юридическое лицо, которое непосредственно занимается распределением и продажей ценных бумаг: агент, который найдет покупателя на первые акции. Андеррайтер обязательно должен иметь лицензию Центробанка на такую деятельность. Когда компания идет на IPO, первичная продажа бумаг может быть довольно сложной. Далеко не всегда выстраивается очередь из желающих стать совладельцами неизвестной компании, на акции попросту можно не найти покупателя. Эти риски на себя берет андеррайтер.

Договор с ним, как правило, заключается в двух вариантах: «Твёрдое обязательство» (англ. Firm commitment) или «Максимальные усилия» (англ. Best efforts). В первом случае андеррайтер полностью гарантирует продажу ценных бумаг, фактически выкупает их сам и перепродает на биржу. Второй механизм мягче: посредник продает столько бумаг, сколько получится. Разумеется, вознаграждение андеррайтера в первом случае намного выше, а размещение бумаг для акционерного общества — затратнее.

При этом обычно андеррайтингом занимается не одна компания, а синдикат, состоящий, например, из инвестиционных банков, которые располагают большими ресурсами для распространения бумаг.
Шаг третий: проспект эмиссии
Определив андеррайтера, акционерное общество выпускает проспект эмиссии ценных бумаг. Это информационный документ: небольшая брошюра или электронный документ, где отражены все детали выпуска. Форму и содержание этого документа регламентирует Центробанк.

Потенциальный инвестор должен узнать из проспекта эмиссии финансовые показатели будущего акционерного общества: получить доступ к бухгалтерской отчетности за три года или за все время работы организации, если она моложе трех лет. Если эмитент входит в группу компаний, то информация нужна по всей группе. Также в проспекте должны быть отражены параметры выпуска ценных бумаг: объём, срок, условия и порядок размещения.

Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» требует отражать «все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг». Поэтому рассматривать его как рекламный буклет — ошибочно.

Интересно, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США, например, требует при каждой эмиссии ценных бумаг указывать еще и цель их размещения. Например, расширение бизнеса, слияние и поглощение компании. После завершения процесса достоверность этих сведений проверяют чиновники. В России подобных требований нет, но цель привлечения капитала отражаются в инвестиционном меморандуме, без которого не обходится ни одна эмиссия ценных бумаг. Этот документ не так формализован, как проспект эмиссии, его цель — убедить инвестора в выгоде покупки акций компании. Он содержит сведения, которые считает нужным опубликовать предприятие. Как правило, это общие данные о проекте, описание бизнес-модели, анализ риска.
Последние шаги: Road-show и размещение
Когда все документы готовы, компания начинает привлекать инвесторов. Это делается в ходе так называемых road-show, которые по сути являются рекламной кампанией эмитента. Эта процедура ограничена только фантазией и бюджетом: потенциальным покупателям бумаг показывают презентации, проводят встречи, рассказывают о преимуществах эмитента. Возможна организация экскурсии на производство, выступления на бизнес-форумах, даже прямая реклама в СМИ.

И только по завершении этого процесса наступает само размещение бумаг. Сперва компания выбирает биржу: это может быть как Московская биржа, так и Лондонская или Гонконгская. На крупных биржах больше шансов найти покупателя на ценные бумаги быстро, но размещение там дороже. Кроме того, эмитент учитывает рынок своей продукции: например, размещать в Китае акции европейской компании не всегда удачная идея, так как она может не найти отклик у инвесторов.

Далее анедррайтер собирает от потенциальных инвесторов заявки на покупку, принимает деньги и выдаёт ценные бумаги.
Точнее, сейчас физических акций не встретить, а само словосочетание «ценные бумаги» неточно. Данные об акционерах заносятся в цифровой реестр, который ведет реестродержатель, он же — регистратор. Это юрлицо с лицензией Центробанка, которое фиксирует все операции с акциями и другими ценными бумагами.
На этапе сбора заявок цена акций может быть скорректирована, если они продаются плохо. Как правило, для размещения андеррайтер стремится найти якорного инвестора, который выкупит большую часть эмиссии и тем самым «легитимизирует» цену.

После этого акции поступают в свободное обращение на биржу, где их может купить любой участник торгов. Для самой компании наступает новое качество существования: если частное предприятие, кроме бухгалтерской отчётности в налоговую, ничего о себе не рассказывает, то с ПАО всё иначе. Общество должно в предусмотренном законом порядке публиковать большой объём сведений о себе: полный список аффилированных лиц, финансовые показатели, существенные факты (под этим словосочетанием законодательство подразумевает любые события, в ходе которых заметно меняются активы, пассивы или финансовые показатели компании). Теперь оно принадлежит не одному или нескольким собственникам, а неограниченному кругу лиц, перед которыми обязано отчитываться о своей деятельности.
Золотая акция
Существует и особенный вид ценных бумаг. Так называемая «золотая акция», в английском языке — golden share. Это явление появилось в Великобритании в 1980-х годах, когда правительство Маргарет Тэтчер занималось приватизацией госкомпаний. В Российский обиход они вошли при схожих обстоятельствах.

Суть «золотой акции» в том, что она предлагает особенные права своему держателю. Какие именно — обычно не раскрывается широкой публике, но в первую очередь они касаются возможности наложить вето на решения любых акционеров, влиять на формирование совета директоров и в целом политику организации.

В России понятие «золотой акции» урегулировано Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон допускает использование «золотой акции» при приватизации более 75% акций предприятия.

Частный инвестор может получить на IPO достаточно большую прибыль. Нужно понимать, что в первые дни после размещения цена акций существенно изменится. Однако она может не только вырасти в несколько раз, но и заметно снизиться. К примеру, так было с Facebook – их первичное размещение журналисты назвали «биржевым провалом года». Спустя всего три дня после IPO котировки опустились на 18 процентов. Однако сегодня сомнений в том, что это была удачная инвестиция, нет: при стартовой цене акции в 42 доллара, сегодня стоимость бумаг колеблется от $175 до $196.
Коротко:
  • Компании выходят на IPO, чтобы быстро привлечь большие инвестиции.
  • После выпуска акций компания перестаёт быть частной, её совладельцем может стать любой участник торгов на бирже.
  • Организация IPO — сложный многоступенчатый процесс, занимающий месяцы, а иногда годы.
  • На IPO можно хорошо заработать, но это довольно рискованные вложения
Оставьте заявку
на консультацию с финансовым советником
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Как вам статья?