Рубрики
Рыночные мультипликаторы:
как оценить бизнес и выбрать акции
Акции малоизвестной компании могут принести вам больше денег, чем акции Apple или Facebook. Чтобы найти недооценённую ценную бумагу, нужно сравнить мультипликаторы компаний и выявить самый перспективный бизнес. В нашей статье объясняем, как рассчитать и использовать мультипликаторы.
Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене. Если курс акции ниже справедливой стоимости, инвесторам выгодно её купить по низкой цене, чтобы в будущем заработать на росте курса. Ещё это позволяет представить перспективы компании: есть ли у неё возможности для развития, или она уже находится на этапе стагнации.
Как использовать мультипликаторы
1. Выберите компании, в которые вы хотите инвестировать. Для расчёта большинства мультипликаторов компании должны иметь равные внешние условия:

  • Работать в одной отрасли. Потому что у каждого сектора есть свои ограничения и возможности: например, нефтяные компании платят высокие налоги.
  • Зарегистрированы в одной стране. Конъюнктура рынка, законодательство — всё это влияет на доходы компании.

2. Далее рассчитайте мультипликаторы или найдите готовые показатели на сайтах-агрегаторах investing.com или finviz.com.

3. Сравните показатели компаний и выберите лучший вариант с учётом ваших приоритетов.
Где искать информацию
Ниже мы привели формулы основных мультипликаторов. Значения для формул конкретных компаний вы можете найти в финансовых отчётах. Отчётность можно посмотреть на сайте центра раскрытия корпоративной информации или на официальном сайте самой компании. Обычно эти разделы так и называются «Инвесторам», «Отчётности», «Раскрытие информации». Подойдут как отчёты по МСФО (международные стандарты финансовой отчётности), так РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учёта) и GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учёта США).
Почему нельзя просто выбрать акции компании, которая зарабатывает больше остальных
Мультипликаторы позволяют сравнивать перспективность компаний в отрыве от её масштабов: $10 млн прибыли для Alphabet и Spotify не одно и тоже.

Доходные мультипликаторы

Мультипликаторы этой группы соотносят доходы компании с другими финансовыми показателями. Данные для расчёта можно найти в отчёте о прибылях и убытках.
Мультипликатор P/E показывает, сколько лет должна проработать компания, получая ту же прибыль, чтобы окупить акционерный капитал. Чем меньше значение этого мультипликатора, тем лучше: у вас есть возможность по низкой цене купить акцию перспективной компании.

Чтобы посчитать P/E, нужно знать прибыль на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении. Количество торгуемых акций компании можно посмотреть на сайте биржи (графа «Объём выпуска») или на официальном сайте корпорации.

P/E можно сравнивать с показателями разных отраслей. Если показатель ниже 5, то компания недооценена. Среднее значение P/E по всему российскому рынку — 5,6, по американскому рынку — 20,9.
Например,
Коэффициент P/E телекоммуникационной компании МТС на момент написания статьи равен 12,18. То есть инвесторы готовы заплатить 12 рублей за 1 рубль годовой прибыли компании. По отрасли среднее значение этого мультипликатора — 14,78.

Такой спрос на акции МТС может быть связан с высокими и стабильными дивидендами, которые компания выплачивает своим акционерам (дивидендная доходность — 9,98%).

Этот мультипликатор нельзя использовать при убыточности компании. Если прибыль отрицательная, используйте коэффициент P/S.
Мультипликатор P/S равен капитализации компании к годовой выручке и показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Капитализация — это рыночная цена компании. Чтобы её узнать, нужно умножить цену акции на количество акций в обращении.

Чем меньше значение P/S, тем меньше вы платите за 1 рубль (доллар) выручки компании. Меньше 2 — показатель в пределах нормы, меньше 1 — вы покупаете ценную бумагу со скидкой.

Выручка позволяет инвестору понять, востребован ли товар или услуга на рынке. Чистая прибыль искажает спрос на продукцию компании, поскольку её высчитывают уже после уплаты всех платежей и налогов — руководство компании может манипулировать этим показателем в бухгалтерии, изменять его значение. Ещё один плюс P/S — его можно использовать с отрицательной прибылью.
Сначала разберёмся, что такое EV и EBITDA.

EV — справедливая стоимость компании с учётом долговой нагрузки и денег на её погашение. За такую цену компанию могут купить в случае поглощения или слияния. EV можно посчитать так: цену акции умножить на количество всех обращаемых акций и к этому значению прибавить все долговые обязательства компании, а потом вычесть денежные средства компании.
EBITDA — прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации. Берём «Прибыль до налогообложения», затем прибавляем к этому значению «Износ и амортизацию», «Проценты уплаченные» и вычитаем «Проценты полученные» из отчёта компании «О движении денежных средств». EBITDA уравнивает все отрасли и показывает, сколько денег компания способна генерировать до выплаты налогов, процентов, а также износа и амортизации. Этот показатель более стабильный, чем чистая прибыль, и по нему можно сравнивать компании с разными учётными политиками. Вот пример, который это иллюстрирует. Чистая прибыль Яндекса в 2019 году снизилась на 95%. При этом выручка увеличилась на 33%, а EBITDA — на 7%. Такое резкое падение чистой прибыли не связано с проблемами компании, а с деконсолидацией Яндекс.Маркета и, как следствие, крупным увеличением прибыли в 2018 году.
Читать ещё
Теперь про EV/EBIDA. Этот мультипликатор показывает, сколько прибылей до уплаты процентов, налогов и амортизации должна заработать компания, чтобы окупить реальную рыночную цену компании. Сравнивать нужно с компаниями одной отрасли, но можно с разными системами налогообложения и учёта.

Балансовые мультипликаторы

С помощью этой группы мультипликаторов можно проанализировать соотношение рыночной и балансовой стоимости компании.
Мультипликатор показывает отношение цены акции к её балансовой стоимости. Балансовая стоимость — это стоимость чистых активов за вычетом общей задолженности. Те деньги, которые разделят между собой акционеры в случае распродажи компании после уплаты всех долгов. Мультипликатор позволяет оценить, переплачивает ли инвестор за остаток, который ему достанется, если компания обанкротится.

Посчитать мультипликатор можно так: капитализацию компании (число акций в обращении, умноженные на цену) поделить на чистые активы. Чистые активы (капитал) — все активы компании минус все долги. Нам подходит значение меньше 1, но больше 0, когда капитализация меньше собственного капитала.
Не используйте P/BV для оценки высокотехнологичных компаний. На их балансе могут быть только компьютеры и офисы, но реальные деньги им приносят нематериальные активы: технологии, патенты, бренд тяжело поддаются оценке стоимости. Так P/BV Яндекса составляет 5,1, хотя с каждым годом нерекламные доходы IT-компании растут.

Мультипликаторы рентабельности

Эти мультипликаторы отражают общую экономическую эффективность компании и её способность генерировать прибыль.
Рентабельность собственного капитала: как компания генерирует чистую прибыль за счёт собственных средств, по которым компания не выплачивает проценты.

Условный пример. Если киоск-кофейня на окраине города продаёт кофе на вынос и зарабатывает столько же, сколько кафе с дорогой кофемашиной, оборудованием и интерьером — она эффективнее использует собственный капитал.

ROE должна быть выше среднегодовой ставки по облигациям. Иначе инвестору нет смысла вкладываться в инструмент с небольшой и негарантированной доходностью — он может купить безрисковые активы и получать такую же прибыль.
Рентабельность активов: как компания использует все активы, в том числе и заёмные, для получения прибыли.

Нужно сравнивать этот показатель со значениями других компаний отрасли. В розничной торговле показатель будет больше из-за высокой оборачиваемости: здесь быстрее продаются товары. А в горнодобывающих, строительных, железнодорожных — ROE будет ниже из-за высокой капиталоёмкости.

Чем выше показатель, тем лучше.

Представьте, что вы хотите купить акции российских ритейлеров, которые стабильно работали даже в карантин. ROA Магнита за последние 12 месяцев составила 1,04%, X5 Retail Group NV (владеет торговыми сетями «Перекрёсток», «Пятёрочка») — 2,32%, а у Ленты отрицательная рентабельность активов. Из этих трёх компаний лучше всех использует имеющиеся ресурсы — X5 Retail Group NV.

Мультипликаторы финансовой устойчивости и платёжеспособности

Используйте, чтобы узнать о способности компании платить по своим долгам и степени её закредитованности.
Если вы беспокоитесь, что компания, в которую вы хотите инвестировать, может обанкротиться, посчитайте этот мультипликатор. Он показывает, сколько заёмных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.

У финансово устойчивых компаний этот показатель равен 1-1,5. Больше 1,5 — предприятие может потерять свою финансовую независимость. Но слишком низкий уровень заёмных средств говорит об упущенных возможностях: компания не привлекает дополнительное финансирование, чтобы произвести больше продукции или сделать новый проект на рынке.
Коэффициент текущей ликвидности. Он показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (долги, которые нужно погасить в течение года) за счёт оборотных активов: наличных денег, дебиторской задолженности, запасов.

«Хороший» показатель — 2 и больше. Если мультипликатор меньше 1, это не значит, что компанию в ближайшее время ждёт банкротство. Она может привлечь внешнее финансирование и покрыть долги.
Главное
1. Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене.

2. Сравнивайте мультипликаторы со средним значением по отрасли.

3. Чтобы оценить, сколько вы платите за 1 доллар/рубль доходов компании, посчитайте P/E, P/S, EV/EBITDA.

4. Чтобы представить балансовую стоимость акции, оцените показатель PV/B.

5. Насколько эффективно компания работает с ресурсами — ROE и ROA.

6. Узнать финансовую устойчивость и способность платить по долгам — Current ratio и D/E.
Котировки акций и значения мультипликаторов действительны на 04.06.2020
Оставьте заявку
на консультацию с финансовым советником
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Как вам статья?
Читайте ещё
Подпишитесь на нас!
Подпишитесь на нас, чтобы не пропустить ничего интересного

Подпишитесь на нас,
чтобы не пропустить ничего интересного!